укулеле

История укулеле

Что такое укулеле?

Свое название данный инструмент берет от гавайского слова ukulele, что обозначает «скачущая блоха». Укулеле имеет всего 4 струны, относится, как и гитара, к классу струнных щипковых, обладает собственным уникальным звучанием – мягким и жизнеутверждающим. Внешний вид напоминает уменьшенную акустическую гитару, различные типы инструмента представлены на фото ниже.

 


История укулеле

История появления и развития данного инструмента достаточно многогранна. Начинается она, как ни странно, в Европе в середине 18 века. В те времена индустрия производства струнных была достаточно сильно развита: однако гитары, мандолины и другие щипковые все еще стоили достаточно дорого. Для бродячих музыкантов фактор цены был решающим – не в пользу покупки гитар говорили и достаточно крупные габариты тогдашних моделей.

В ответ на потребность рынка тогдашние лютье стали изготавливать небольшие гитары с четырьмя струнами. Именно так на свет появился популярный инструмент кавакиньо – предок современного укулеле.

Но почему именно «гавайская гитара», если первые модели были изобретены в Португалии? Все достаточно просто: в конце 19 века группа из нескольких тысяч переселенцев с материковой части страны, а также с Мадейры и Азорских островов начала путешествие на Гавайские острова, чтобы найти там более счастливую и беззаботную жизнь. Естественно они захватили с собой и весьма популярные в те годы кавакиньо. Среди переселенцев была команда опытных плотников во главе с мастером Мануэлем Нуньесом – они планировали начать на Гавайях производство мебели. Однако амбициозный бизнес-план провалился – и мастера были вынуждены заняться изготовлением музыкальных инструментов, чтобы обеспечить себя и свои семьи. Точная дата появления гавайских гитар, получивших название «укулеле» неизвестна, однако историки склоняются к тому, что это произошло около 1886 года.



Местное население не сразу оценило талант новоиспеченных лютье – в народе инструменты называли «отвратительными португальскими гитарами». К слову, название «скачущая блоха» появилось именно из-за нелюбви гавайцев к новому инструменту.

Однако постепенно общение между коренным населением и португальцами приводило к росту популярности укулеле среди местных жителей. Официальным переломным моментом стала презентация укулеле в 1889 году на торжестве, проходившем на британском корабле Nyanza. На праздник была приглашены принцесса Виктория Кайулани и король Давид Калакуа – последний, к слову, уже очень сильно полюбил пришлый музыкальный инструмент и даже исполнил несколько песен на празднике под аккомпанемент гавайской гитары.

Не последнюю роль в росте популярности укулеле сыграло и то, что производили его преимущественно из коа – гавайской акации, которую почитали на островах как древо-символ острова. Так укулеле стал не только популярным в народе инструментом, но и обрел статус культурного наследия Гавайских островов.

Одним из первых музыкантов-популяризаторов укулеле стал португалец Жоао Фернандес, который был в числе переселенцев. Музыкант исполнял авторские композиции во время долгих и частых плаваний между Португалией и Гавайскими островами, был частым гостем на государственных праздниках на островах, а также глубоко почитался среди местных жителей. По легенде Жоао мог повторить на укулеле любую песню, которую он услышит один раз.

В 20 веке центром роста мировой популярности укулеле стали США. В страну инструмент прибыл после аннексии Гавайских остров, резкий рост популярности пришелся на середину 20-х годов прошлого века. После Великой депрессии в конце 20-х – начале 30-х популярность инструмента резко падает, однако снова растет в 40-х. После окончания Второй мировой войны множество солдат, расквартированных на Гавайских островах, вернулись домой. В качестве сувенира и своего любимого развлечения в тяжелые военные годы они привозят в страну эту небольшую 4-струнную гитару, чем значительно подогревают интерес к укулеле в США.

В 50-х годах, когда на резком подъеме была индустрия производства продуктов из пластмасс, в США крайне популярным подарком стали пластиковые укулеле Maccaferri. Одновременно с этим на телевидении начинают появляться исполнители и авторы песен на укулеле. Среди них и телезвезда Артур Годфри, и Тайни Тим, Клифф Эдвардс и многие другие музыканты.

 

Типы укулеле

На сегодняшний день существует несколько видов укулеле – о том, чем они отличаются и какой из типов лучше для новичков, мы и поговорим в данной главе.

Первый фактор классификации – это конечно же размер. На фото выше можно увидеть разницу в размерах различных типов укулеле, соответственно отличается и их мензура, а также настройка.

Второй фактор – объем деки и ее глубина.

Согласно общепринятой классификации наиболее маленьким типом является сопрано – он же и самый популярный. Именно такой вид укулеле первым появился на свет. Длина мензуры у укулеле сопрано составляет ~33 см, полная длина инструмента - ~53 см. Традиционный строй для укулеле сопрано – GCEA, именно он передает аутентичное звучание инструмента, именно такой строй считается классическим.

Рост популярности инструмента привел к тому, что он выходит на большую сцену – и в качестве солирующего, и как элемент музыкального коллектива. В это время музыканты понимают, что диапазона классического укулеле сопрано уже не хватает, и на рынок выпускают обновленный вариант – укулеле концерто. Внешне эти инструменты почти идентичны за исключением увеличенной мензуры и, соответственно, удлиненного корпуса. Мензура у концертного типа составляет ~38 см, общая длина инструмента – примерно 58 см. Оптимальный выбор для тех, кто ищет компактный инструмент с классическим звуком гавайской гитары, но при этом ощущает нехватку диапазона у классического укулеле сопрано.

С течением времени музыкантам перестало хватать и диапазона концерто. Так, уже в XX веке, на рынке появляются укулеле тенор и баритон. Примерная длина мензуры/общая длина: 43/66 см и 48/76 см соответственно. Главной целью разработки была адаптация укулеле к современным музыкальным аранжировкам – а это требовало корректировки цветовой палитры и диапазона. Строй укулеле тенор аналогичен строю сопрано и концерто, баритон же имеет настройку DGBE (аналогично первым четырем струнам обычной гитары в стандартном строе).

Что касается разницы в звучании, то тут все достаточно просто: чем меньше корпус и мензура инструмента, тем более камерный и мягкий звук он дает. С увеличением мензуры и размера корпуса увеличивается объем и мощность звучания – однако при этом оно все дальше отходит от аутентичного и привычного всем приятного, мягкого и жизнеутверждающего тона классической гавайской гитары.