Фортепиано

Как появилось пианино? Захватывающая история самого популярного инструмента

Захватывающая история самого популярного инструмента


© Photo by Lorenzo Spoleti on Unsplash


Мы привыкли слушать Баха и Генделя в исполнении пианино, но сами они свои произведения слышали иначе. Современное пианино появилось спустя несколько лет после их смерти. Что было до и после изобретения фортепиано и какое отношение к этой истории имеет жираф — в нашей статье.

Кто были предками фортепиано?

Из-за сходства клавиатуры и техники игры есть большой соблазн назвать орган прародителем современного фортепиано. Но это сходство лишь внешнее, и оно обманчиво: в органе звучат трубы, а в фортепиано — струны.
Вот так звучит орган:


Но предшественником фортепиано может быть, скорее, арфа. Ведь она похожа на струнную часть фортепиано, которая спрятана за крышкой.

Так выглядит арфа  Джон Синглтон Копли. «Портрет Святой Сецилии», 1803 год © Public Domain

А так — струнная часть фортепиано, фотография 1891–1892 годов (с) Public Domain




Так выглядит арфа Джон Синглтон Копли. «Портрет Святой Сецилии», 1803 год © Public Domain
Другой предок фортепиано, у которого оно позаимствовало свое устройство — цимбалы. Этот инструмент встречается еще у древних вавилонян и греков. Он состоит из струн, по которым ударяют специальными молоточками: то же самое происходит под крышкой фортепиано, когда нажимают клавиши.
Вот такой звук издают цимбалы:

На пути к фортепиано: клавесин, клавикорд и спинет

В XIV–XV веках средневековые мастера совместили принципы устройства арфы и цимбал с органной клавиатурой. Так получился клавесин — инструмент, в котором надо нажимать клавиши и приводить в движение специальные металлические «коготки» — медиаторы, которые щипают струны. Похожие «коготочки» надевали на пальцы арфисты, чтобы звук был более выразительным, а кожа на пальцах не травмировалась от долгой игры.
Французский клавесин 1888–1891 годов в Музее музыкальных инструментов в Берлине © Morn the Gorn, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Французский клавесин 1888–1891 годов в Музее музыкальных инструментов в Берлине © Morn the Gorn, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Звук клавесина был острым, четким и выразительным. Тембр регулировали специальными рычагами, клавиатура в некоторых моделях была двухмануальной. Этот инструмент быстро завоевал популярность: его делали для музыкальных гостиных из дорогих пород дерева, инкрустировали бронзой и золотом. Но был у него и существенный недостаток: он играл тихо и поэтому для концертов не подходил.
А вот так он звучал:

Примерно в то же время в Западной Европе появился клавикорд. Некоторые экземпляры размером были не больше книги и использовались бродячими музыкантами, другие достигали 1,5 метров — их ставили в гостиные для домашнего музицирования. Под этот инструмент писали свои произведения Бах, Моцарт, Гайдн и Бетховен. А звучал он так:

Разновидностью клавесина считается спинет. У него был один мануал и один ряд струн, его часто изготавливали в виде шкатулок, книг, украшали золотом, резьбой и цитатами великих. Звуком он практически не отличался от клавесина.
Спинет Марии-Антуанетты, 1778 год © Public Domain

Спинет Марии-Антуанетты, 1778 год © Public Domain

Пианино, рояль и… жираф

Время шло, а инструмента, который мог бы озвучить концертный зал, все еще не было. И следующей страницей музыкальной истории стало создание фортепиано.
В 1709 году мастер Бартоломео Кристофори сделал такой инструмент для герцога Тосканского. Поначалу он не получил широкого распространения и был забыт, и только в 1729 году немецкий мастер Готфрид Зильберманн воспользовался наработками Бартоломео и создал свой инструмент. Фортепиано быстро стало элементом престижа, и к концу века его можно было встретить уже в каждом уважающем себя доме.
Рояль известной фирмы Steinway © Steinway & Sons, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Рояль известной фирмы Steinway © Steinway & Sons, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
В 1825 году в Париж привезли жирафа — в подарок королю. Высший свет был так впечатлен диковинкой, что среди парижан мгновенно распространилась мода на все, связанное с жирафами. Их изображали на фарфоре, тканях, веерах, мебели, дамы делали себе прически в стиле «жираф». Об этом модном буме написал даже Стендаль в своих «Воспоминаниях». Фортепиано эта история тоже не обошла стороной: мастера стали делать инструмент вертикальным, а форма крышки напоминала жирафа.
Фортепиано-жираф в Доме музыки в Штутгарте © Oscar 0711, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Фортепиано-жираф в Доме музыки в Штутгарте © Oscar 0711, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
В начале XIX века в Америке создали пианино (в переводе — «тишайший»). Оно создавалось для небогатых семей, которые жили в квартирах. Чтобы они не мешали соседям игрой, мастера сделали педаль, которая глушила звук пианино примерно в 10 раз: можно было играть хоть ночью.
Внутри фортепиано (с) Peaceinpianos, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Внутри фортепиано (с) Peaceinpianos, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Механическое и цифровое пианино

В начале XX веке появилось механическое пианино, которое могло воспроизводить записанную на бумажной ленте музыку. А ближе к концу века — первые цифровые аналоги пианино.
Цифровое пианино © Pianomangeorge, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Цифровое пианино © Pianomangeorge, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
У цифровых инструментов много преимуществ: их не надо настраивать, они меньше весят, их можно хранить даже близко к батарее, и это не будет им вредить. На цифровом инструменте можно воспроизвести звуки, которые практически невозможно отличить от настоящего рояля или пианино.